1948
Минтрансмашем СССР было принято решение об организации серийного производства на Харьковском заводе транспортного машиностроения (ХЗТМ) тепловозных дизелей для двухсекционного тепловоза мощностью 4000 л.с. На основании изучения и оценки был определен прототип — судовой десятицилиндровый двухтактный дизель со встречно-движущимися поршнями в одном цилиндре фирмы «Фербенкс Морзе» (США). Такими дизелями (в качестве главных силовых установок) были оснащены ледокольные электроходы «Капитан Белоусов», «Северное сияние», «Северный полюс», полученные в годы войны из США по ленд-лизу, которые эксплуатировались в акватории порта Мурманск и на трассах северного морского пути.
1949 — 1950
Новый тепловозный дизель получил обозначение 2Д100. На ХЗТМ разрабатывается техническая документация, выпускаются рабочие чертежи, разрабатываются технологические процессы.
1951
Изготовлен опытный отсек ОД100, оборудован стенд для его испытаний, начаты доводочные испытания по отработке рабочего процесса, топливной аппаратуры, систем охлаждения, смазки.
1952
Изготовлен первый опытный развернутый дизель 2Д100, успешно прошедший стендовые обкаточные и сдаточные испытания.
Эффективная мощность дизеля 1470 кВт, частота вращения коленчатого вала 850 об./мин, диаметр цилиндра 207 мм, ход поршня 254 мм. Главными конструктивными особенностями дизеля 2Д100 были: стальной сварной блок «этажерочного» типа, литые чугунные коленчатые валы, литые чугунные гильзы цилиндров с напрессованными на них в центральной части стальными рубашками и др.
1953 – 1954
Изготовлены первые две секции нового грузового тепловоза ТЭ-З, на которых был установлены первые дизели 2Д100.
1955
Начато серийное производство дизелей 2Д100 и тепловозов ТЭ-З.
На базе тепловозного дизеля 2Д100 были созданы и внедрены в серийное производство модификации:
10Д100 — тепловозный дизель мощностью 2200 кВт;
3Д100, 3Д100М, 13Д100 — судовые (для сухогрузов, рефрижераторов, танкеров, портовых ледоколов и других судов);
4Д100, 7Д100, 11Д100, 12Д100 — стационарные (для автономных электростанций, спецобъектов).
На базе тепловозного дизеля 10Д100 был создан и внедрен в серийное производство судовой дизель-генератор 14Д100 с турбонаддувом для морских железнодорожных паромов.
1957
По предложению, направленному в Совет Министров СССР лабораторией двигателей Академии наук СССР (директор — академик Б. С. Стечкин, зав. отделом газовых двигателей — доктор техн. наук, проф. К. И. Генкин), ХЗТМ начал НИР и ОКР по созданию на базе двигателей типа Д100 газовых двигателей.
1963
Изготовлен стационарный газовый мотор-генератор 11ГД100 мощностью 1000 кВт при 750 об./мин., он успешно прошел Междуведомственные испытания, с 1964 года был внедрен в серийное производство.
Опыт эксплуатации газовых мотор-генераторов 11ГД100 на магистральных газопроводах убедительно показал, что в сравнении со стационарными дизель-генераторами 11Д100 имеют значительные преимущества по стоимости вырабатываемой электроэнергии, расходу масла, сроку службы (ресурсу), надежности, износостойкости и другим показателям.
Источник информации
Статья — «Двигателестроение на Харьковском заводе транспортного машиностроения – ГП «ЗАВОД ИМЕНИ МАЛЫШЕВА». Авторы: В. Н. Зайончковский, д-р техн. наук, А. В. Быстриченко, инж., В. Ю. Ковалев, инж. Журнал — «Двигатели внутреннего сгорания», № 1, 2011 год.